К.К.Перелман и Партнеры - оказывает весь спектр услуг по тарифному регулированию, анализу бизнес-процессов и согласованию разногласий.

Процедура смены управляющей компании. Пять шагов.


Периодически для собственников жилых домов проводятся отчетные собрания, на этих собраниях жильцы, недовольные качеством услуг по обслуживанию дома, могут выбрать новую управляющую компанию. Как же это сделать?
Шаг первый: осознание ответственности.

На сегодняшний день людей, которые вправе поучаствовать в принятии подобного решения, большинство. Около 70% собственников жилья имеют дело с управляющей компанией или эксплуатирующей организацией на основе договора, что означает, что они могут требовать достойного качества обслуживания, как, например, в химчистке или платной клинике. Правда, осознание гражданами своих прав (и обязанностей) требует времени. Согласно ст. 162 Жилищного Кодекса, в течение первого квартала каждого года правление обязано отчитаться собственникам жилья о проведенной работе. Нередко собрания проходят очень эмоционально, а потом, выпустив пары, люди успокаиваются, и все продолжает идти тем же чередом – подвал затоплен, трубы засорены. А все потому, что собственники бояться брать на себя ответственность за изменения или не знают, как это сделать. А между тем, согласно Жилищному Кодексу, именно собственники несут ответственность за содержание общего имущества, переданного им в управление, в том числе за бездействие и неэффективную работу нерадивого управдома в любой организационной форме (ТСЖ, УК, ЖСК).
Шаг второй: создание инициативной группы.

Итак, несколько недовольных жильцов решили взять инициативу в свои руки. Это могут быть члены правления ТСЖ или любые другие собственники квартир этого дома. Инициативная группа имеет законное право потребовать для изучения договор или любые другие документы, которые имеют отношение к дому. Изучив документы, собственники могут начать процедуру смены управляющей компании.

Грамотный гражданин, знающий свои права, – это тот, кто умеет пункты законодательства переводить в реальную практику. Если стоит задача расторгнуть отношения с недобросовестной обслуживающей организацией, прежде всего, необходимо изучить договор. Каждый пункт нужно рассматривать критически – исполняется ли он в точности? Если выясниться, что важные пункты договора не выполняются, то с помощью хорошего юриста можно инициировать расторжение отношений с управляющей компанией. При заключении договора с новой компанией, важно соблюдать принцип паритетности – это означает, что объем прав и уровень ответственности у ТСЖ и управляющей компании должен быть равноценным.

Законным основанием расторжения договора является истечение его срока действия. Однако, договор можно расторгнуть и не дожидаясь конца его срока действия, если со стороны управляющей компании имеются нарушения, а именно:

· Отказ в предоставлении информации или непредоставление ее в течение пяти рабочих дней;

· Невыполнение услуг или работ;

· Оказание услуг не в полном объеме или ненадлежащего качества.


Процедура запроса документов и любой информации из управляющей организации следующая: письменное требование инициативной группы собственников делается в двух экземплярах. Один остается на руках у собственников, а второй может быть либо отправлен заказным письмом с обязательным уведомлением и описью вложения, либо отнесен в канцелярию управляющей организации и зарегистрирован с отметкой о входящем номере документа и дате регистрации. Если вы выбрали второй вариант, то в канцелярию нужно придти с двумя экземплярами, чтобы на вашем поставили пометку о регистрации.

Что нужно требовать: акты осмотра инженерных сетей дома за последние два года, акты на выполненные работы и оказание услуг за последний год, договор управления или обслуживания. Если же каких-то документов не окажется, то управляющая организация, согласно Жилищному Кодексу, обязана восполнить недостающий документооборот за свой счет.
Шаг третий: выбор нового «управдома», подготовка договора.

Выбирая нового управдома, для начала нужно ответить на два важных вопроса: какой набор услуг вам необходим, и сколько вы готовы за них платить. Жильцы-собственники сами вправе определять перечень работ и услуг по ремонту и содержанию дома. Этот перечень, согласно закону, должен обеспечивать пригодность жилого здания для проживания и его безопасность. Поэтому для определения минимального набора услуг и работ лучше привлечь специалиста.

На что же следует обратить внимание при выборе управляющей организации?

Для начала, ознакомьтесь с работой организации, побеседуйте с жильцами домов, которые уже обслуживает эта компания. Стоит иметь в виду, что дома, примыкающие к соседним участкам, обслуживаются несколько лучше, в том числе и с целью саморекламы. Плюсом будет наличие у организации сертификата, подтверждающего качественное оказание услуг в жилищно-коммунальной сфере. Если вы имеете дело с частной управляющей компанией, о ее надежности можно судить по наличию аккредитации при органах власти, в компетенции которых находится ЖКХ. Договор с компанией должен быть составлен к моменту проведения собрания собственников дома. Заранее для ознакомления необходимо взять у компании, с которой собираетесь сотрудничать, базовый вариант договора.
Шаг четвертый: проведение собрания, подписания нового договора.

На собрании собственников дома принимается решение о расторжении или непродлении договора с прежней управляющей компанией и подписании договора с новой компанией. С помощью юриста составляется образец договора с новой управляющей организацией, который впоследствии должны заключить жильцы дома. Перечень обязательных пунктов договора можно узнать в ст. 162 Жилищного Кодекса.

1. СОСТАВ общего имущества дома, управление которым будет осуществляться. Обсуждаю на общем собрании условия договора, жильцы могут решить, например, что инженерное оборудование и строительные конструкции здания переходят в содержание управляющей организации, а придомовая территория не входит в перечень управляемого имущества, и за ней граждане либо будут ухаживать самостоятельно, либо напрямую, без посредничества управляющей компании, наймут дворника.

2. ПЕРЕЧЕНЬ услуг и работ по ремонту и содержанию общего имущества дома, порядок изменения этого перечня и набор коммунальных услуг.

3. ПОРЯДОК определения размера платы за ремонт и содержание жилья, а также платы за коммунальные услуги, и порядок внесения этих платежей.
Внимание! Собственники квартир самостоятельно утверждают перечень жилищных услуг и их расценки, а тарифы на оплату коммунальных благ устанавливают местные и региональные власти.

4. ПОРЯДОК осуществления контроля за работой управляющей организации. По закону УК обязана предоставлять жильцам отчет о своей деятельности по выполнению договора не реже, чем раз в год. При выполнении этого обязательства интересы жильцов будут защищены.
Имейте в виду, что на общем собрании принимаются решения по вопросам, которые были внесены в повестку дня собрания. Таким образом, если выбор новой управляющей компании не был прописан в повестке, а решение по этому вопросу состоялось, то оно может быть признано недействительным.
Шаг пятый: информирование.

Для начала работы с новой управляющей компанией необходимо в установленные сроки проинформировать ряд организаций о расторжения договора с прежней компанией и подписании соглашения с новой. Процедура перехода к обслуживанию новой организацией может занять около двух месяцев.

За 30 дней до окончания срока договора следует уведомить прежнюю управляющую организацию о том, что договор продлеваться не будет. Организация, при этом, обязана продолжать выполнение своих обязательств до окончания срока договора, если это обязательство нарушается, можно подать жалобу в прокуратуру.

Также необходимо сделать рассылку в ГУЖА района, в банк (о прекращении с определенного момента перечислений средств на счет бывшей управляющей компании) и в организацию, которая занимается начислением платежей (например, ВЦКП).
Послесловие.

Уже первые шаги способны изменить отношение и поведение сотрудников организации к собственникам дома. Важно показать серьезность своих намерений не только словами, но и последовательными и уверенными действиями. Это может привести к улучшению качества обслуживания управляющей компанией, во избежание «упущения» дома и, как следствие, части своего дохода.

Дополнительную информацию Вы можете получить в офисе УК "Сервисные технологии".

 

 КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТАРИФАМ ЖКХ (в т.ч. Тепло и свет)

ПРИЛОЖЕНИЕ к ОТЧЕТУ

1.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ, ЧТОЛЮБАЯ ПРОДАЖА ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ ( НОРМАТИВНАЯ И СВЕРХНОРМАТИВНАЯ) ОПЛАЧИВАЕТСЯТЕПЛОСЕТЯМИ…ЭТО ИХ РАСХОДЫ , ОНИ ЗАЛОЖЕНЫ У НИХ В ТАРИФАХ….

2.ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ВЫРУЧКИ КГК ОТ ПРОДАЖИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ ИАОЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПОТАРИФАМ ПРИКАЗ

от 6 августа 2004 г. N20-э/2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РЕГУЛИРУЕМЫХТАРИФОВ И ЦЕН НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ (ТЕПЛОВУЮ) ЭНЕРГИЮ НА РОЗНИЧНОМ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ)РЫНКЕ

29.5. Тарифына тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в однойсистеме, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника(источников) тепла через общую тепловую сеть (далее - система централизованноготеплоснабжения (СЦТ)), могут рассчитываться на едином уровне.

По решениюрегионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде,для всех потребителей, расположенных на территории субъекта РоссийскойФедерации, могут рассчитываться на едином уровне.

Тарифы натепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.

29.6. Во всех случаях, в соответствии с пунктом 59Основ ценообразования, тарифы на продукцию (услуги) организаций, осуществляющихрегулируемую деятельность, установленные регулирующим органом по группампотребителей, должны обеспечивать получение в расчетном периоде регулированияуказанными организациями необходимой валовой выручки.

 

IX.Расчет размера платы за услуги по передаче тепловой энергии всистемахцентрализованного теплоснабжения

58. Расчетплаты за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется изследующих видов расходов:

расходы на эксплуатациютепловых сетей;

расходы на оплату тепловой энергии,израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологическийрасход (потери) тепловой энергии в сетях).

По вопросу,касающемуся организации расчетов за химочищенную воду, см. Информационное письмо ФСТ РФ от 31.08.2007 NСН-5083/12 и письмо ФСТ РФ от 16.09.2009 NНБ-6515/5.

***Информационноеписьмо ФСТ РФ от 31.08.2007 N СН-5083/12

Об организации расчетов за химочищенную воду

Федеральное законодательство

Текст документа по состоянию на июль2011 года

В связи смногочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в области государственного регулирования тарифов, субъектоврегулирования и потребителей по вопросу организации расчетов за дополнительныйобъем химочищенной воды, используемой для обеспечения технологического процессапроизводства и передачи электрической и тепловой энергии, ФСТ России,руководствуясь пп. 6.13 раздела II Положения о Федеральной службе по тарифам,утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. N 332, разъясняет следующее.

1. Всоответствии с положениями Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергиюна розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания), при расчете тарифовна электрическую и тепловую энергию в состав необходимой валовой выручкиэнергоснабжающей организации включается стоимость химочищенной воды,используемой в качестве сырья для производства планового объема электрической итепловой энергии (таблицы N П1.18.1, N П1.19.1 и N П1.19.2). Распределение расходов на приобретение химочищенной воды между затратамина производство электрической и тепловой энергии следует производить согласноучетной политике, принятой в организации.

На основании п. 60 Методических указаний расчет тарифов натепловую энергию для потребителей основывается на полном возвратетеплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Таким образом, потребители,допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата,потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды нагорячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды вобъеме этих потерь.

В соответствии с вышеназванным пунктом Методических указаний расходыэнергоснабжающей организации на приобретение химочищенной воды принимаются поценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорахценам.

С цельюопределения стоимости дополнительного количества химочищенной воды в объеменевозвращенного потребителем теплоносителя ФСТ России рекомендует органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственногорегулирования тарифов при утверждении тарифов на электрическую и тепловуюэнергию информировать заинтересованные стороны о стоимости тонны химочищеннойводы в расчетном периоде регулирования, определенной исходя из учтенных в НВВрегулируемой организации затрат на приобретение планового объема химочищеннойводы на этот период.

2. Винформационном письме ФСТ России от 12 августа 2005 г. N ДС-4928/14 считатьутратившим силу п. 10 "Оплата химочищенной воды".

60. Расчеттарифов на тепловую энергию для потребителей по настоящим Методическимуказаниям основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и(или) на источник тепла.

Стоимостьиспользуемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологическогопроцесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов,используемых при производстве тепловой энергии.

Расходытеплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам еепокупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.

61.2. Всоставе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды,электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включаярасходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрати технически неизбежных потерь ресурсов:

тепловыепотери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей;

потери (в томчисле с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловойэнергии, содержащейся в каждом из них;

затратыэлектроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных,дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающеготехнологический процесс передачи и распределения тепловой энергии.

61.3. Расходына компенсацию указанных в подпункте 61.2 настоящих Методическихуказаний потерь и затрат ресурсов определяются по действующим тарифам и ценамна каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками(производителями), или по расходам на их производство в тех случаях, когда ЭСО,наряду с оказанием услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя,осуществляет производство данных ресурсов с последующим их потреблением впроцессе передачи тепловой энергии.

В случаеприобретения тепловой энергии (мощности) с целью компенсации потерь подвухставочным тарифам, расходы на компенсацию потерь, учитываемые в тарифе науслуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, определяются с учетомстоимости использования мощности, величина которой определяется одним изследующих способов:

(абзац введен Приказом ФСТ РФ от 22.12.2009 N469-э/8)

 

 КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОПЛАТЫ ОБЩЕДОМОВЫХ НУЖД ПРИ ОТСУТСТВИИ СЧЕТЧИКА.

Позиция Президиума ВАС по нормативам и счетчикам

Применение п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг означает, вчастности, что РСО обязаны рассчитывать количество потребленных вмногоквартирном доме коммунальных ресурсов, руководствуясь Правиламипредоставления коммунальных услуг. Правомерность данного вывода и необходимостьего практического применения подтвердил Президиум ВАС в постановлениях от09.06.2009 № 525/09, от 21.04.2009 № 15791/08. В частности, в указанныхсудебных актах сделан вывод о необходимости расчета количества потребленногокоммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг,исходя из нормативов потребления в ситуации, когда в доме отсутствуют ииндивидуальные, и общедомовые приборы учета.

Однако, если при отсутствии общедомовых приборов учета помещения в домеоснащены индивидуальными счетчиками, слепо транслировать положение п. 16Правил предоставления коммунальных услуг на отношения между РСО иисполнителем коммунальных услуг нельзя, поскольку отношения ресурсоснабжениярегулируются не только Правилами предоставления коммунальных услуг, но и общимиположениями о ресурсоснабжении, предписывающими определять количествоотпущенного энергоресурса на границе сетей абонента и РСО (см. п. 34 Правилпользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ). Наэто обратил внимание Президиум ВАС в Постановлении от 22.09.2009 № 5290/09: приотсутствии средств измерения, установленных на сетях на границеэксплуатационной ответственности абонента, объем отпущенного коммунальногоресурса должен определяться РСО на основании нормативов потребления, которыеустанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у ихжителей индивидуальных приборов учета. Иное (применение показаний квартирныхсчетчиков в расчетах по договору ресурсоснабжения) означало бы необоснованныйперенос границы ответственности.

Применение подхода Президиума ВАС на практике

Как видим, правовая позиция Президиума ВАС по вопросу расчетов в отсутствиеобщедомовых приборов учета не устроила в полной мере ни одну, ни другую сторонудоговора ресурсоснабжения. РСО недовольны тем, что лишились права применятьрасчетные методики определения количества отпущенного ресурса и обязаныруководствоваться нормативами потребления. В свою очередь, исполнителикоммунальных услуг даже при наличии индивидуальных счетчиков должны перечислятьРСО суммы, исчисленные исходя из нормативов потребления. Между тем правоваяпозиция Президиума ВАС обязательна для арбитражных судов, рассматривающиханалогичные дела. Количество судебных разбирательств по интересующей наспроблеме не уменьшилось, и арбитрам представилось множество случаев, когданужно было действовать
с оглядкой на выводы Президиума ВАС.

Необходимость исчислять количество отпущенных ресурсов при отсутствии каких быто ни было приборов учета исходя из нормативов потребления соответствующихкоммунальных услуг, а не по специальным методикам, применяемым обычно РСО, былаподтверждена в постановлениях ФАС ВВО от 06.04.2010 № А39-1326/2009, ФАС ДВОот 31.05.2010 № Ф03-3698/2010, ФАС ЗСО от 20.07.2010 № А81-3488/2009, ФАС ПО от11.03.2010 № А57-5276/2009, ФАС СКО от 27.02.2010 № А53-11212/2009. Следуетоговориться, что данный вывод справедлив только в отношении объемовкоммунальных ресурсов, использованных для предоставления коммунальных услуггражданам. При определении количества коммунального ресурса, подаваемого внежилые помещения, нормативы потребления, установленные для населения,применяться не должны. Здесь вполне уместно использование расчетных методик (ПостановлениеФАС ПО от 13.07.2010 № А57-14392/2009).

А в постановлениях ФАС ВВО от 29.07.2010 № А82-6107/2009, ФАС ВСО от26.05.2010 № А33-1893/2009, ФАС ЗСО от 17.12.2009 № А03-14258/2008, ФАС СЗО от07.06.2010 № А44-2306/2009, ФАС СКО от 09.07.2010 № А53-24742/2009, ФАС УО от06.05.2010 № Ф09-2215/10-С5, ФАС ЦО от 06.05.2010 № Ф10-1631/10 арбитрыотказали исполнителям коммунальных услуг в использовании в расчетах с РСОпоказаний индивидуальных приборов учета. Судьи ФАС СКО выдвинули дополнительныйаргумент в подтверждение своей позиции (Постановление от 02.06.2010 №А63-4755/2009): использование при расчете количества отпущенной тепловойэнергии показаний квартирных приборов не учитывает неизбежные потери вовнутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственникахпомещений домов опосредованно через предприятие. Поэтому у суда отсутствовалиоснования для определения количества тепловой энергии, поданной наобслуживаемые предприятием дома, по показаниям установленных у населенияиндивидуальных приборов учета. Поскольку жилые дома находятся в управленииответчика, отношения по снабжению тепловой энергией между жителями,установившими приборы учета, и непосредственно энергоснабжающей организацией,не возникают. Эти отношения опосредованы участием исполнителя коммунальныхуслуг (предприятием), к правоотношениям которого с жильцами подлежит применениюпункт 16 Правил № 307.

Впрочем, в одном случае ФАС ПО пришел к противоположному выводу и поддержал ТСЖв том, что количество потребленного коммунального ресурса (воды) в периоднеисправности общедомового прибора учета должно определяться исходя изпоказаний индивидуальных счетчиков, установленных во всех без исключенияквартирах дома, находящегося в управлении ТСЖ. Склоняясь к необходимостиприменения к правоотношениям между ТСЖ и РСО положений п. 16 Правилпредоставления коммунальных услуг, арбитры указали: РСО не опровергладоводы товарищества, что расходов воды на общедомовые нужды в спорном периодене было (Постановление ФАС ПО от 27.01.2010 № А65-16271/2009).

Полагаем, что руководствоваться данным выводом арбитров нецелесообразно. Сучетом правовой позиции Президиума ВАС рассчитывать общий объем коммунальногоресурса, потребленного в доме, в отсутствие общедомового прибора учета следуетисходя из нормативов потребления (Постановление ФАС ЦО от 07.06.2010 №Ф10-1354/10).

Особого внимания заслуживает порядок расчетов между энергоснабжающей компаниейи исполнителем коммунальных услуг, если они договорились о применении положенийп. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии впереходный период реформирования электроэнергетики,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. В этомслучае собственники помещений вносят плату за потребленную электроэнергиюнепосредственно гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации). Приэтом чаще всего на практике собственники помещений рассчитываются сэнергоснабжающей компанией исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Вэтой ситуации объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, долженоплачивать исполнитель коммунальных услуг (постановления ФАС СЗО от23.08.2010 № А44-5979/2009, от 03.06.2009 № А05-13406/2008). В Постановленииот 02.06.2010 № А63-301/2008 арбитры ФАС СКО посчитали возможным определитьданный объем расчетным методом исходя из количества и мощности энергопотребляющихустройств.

Смысл использования нормативов потребления коммунальных услуг в расчетах междуРСО и исполнителем коммунальных услуг в случае отсутствия общедомового прибораучета заключается в необходимости принять во внимание потребление коммунальногоресурса не только в пределах квартиры, но также и на общедомовые нужды плюспотери во внутридомовых сетях. Действительно, в силу п. 25 и 26 Правилустановления и определения нормативов потребления коммунальных услуг,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, приопределении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативныетехнологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги,предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однакона практике известны случаи, когда органы местного самоуправления устанавливалинормативы потребления исключительно исходя из объемов внутриквартирногопотребления. В этом случае РСО вправе рассчитывать на суммы большие, чемопределенные исходя из таких «усеченных» нормативов потреб-ления. В частности,ФАС ВСО в Постановлении от 19.05.2010 № А33-17027/2008 подтвердил, чтоуправляющая организация обязана перечислить энергоснабжающей организациистоимость электроэнергии, потребленной в помещениях общего пользованиямногоквартирных домов, которая определяется расчетным путем, согласованным вдоговоре, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещенияхпотребляющих устройств (п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг).

Новыевопросы

Следует признать, что перечисленные выше постановления Прези-диума ВАС (от22.09.2009 № 5290/09, от 09.06.2009 № 525/09, от 21.04.2009 № 15791/08) нерешили всех разногласий, возникающих на практике при определении количествакоммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг.

Если расчетная методика прописана в договоре
В частности, РСО по-прежнему настаивали на применении расчетных методик, а ненормативов потребления коммунальных услуг в случае, когда использование такихметодик было закреплено в договоре ресурсоснабжения. Ранее арбитры поддерживалиРСО (см. постановления ФАС ВВО от 09.07.2009 № А43-22403/2008-28-470, ФАССЗО от 16.03.2009 № А05-7549/2008, ФАС СКО от 10.06.2009 № А53-11244/2008-С2-18),но в дальнейшем (фактически после формирования правовой позиции Президиума ВАСв части распространения на правоотношения по договору ресурсоснабженияположений Правил предоставления коммунальных услуг) суды стали склоняться кпротивоположному мнению, мотивируя свои решения тем, что способ определенияколичества коммунального ресурса при отсутствии приборов учета ввиду наличиядействующих императивных норм жилищного законодательства не может быть измененсоглашением сторон (см. постановления ФАС ВВО от 28.07.2010 №А29-10202/2009, от 25.05.2010 № А28-11994/2009-335/35, ФАС ЗСО от 11.05.2010 №А03-6842/2009, ФАС ПО от 04.08.2010 № А57-16366/2009, от 08.07.2010 №А57-23542/2009, ФАС УО от 03.08.2010 № Ф09-5717/10-С5).

Вскоре по данной проблеме высказался и Президиум ВАС, подтвердив свою позициюеще раз. Рассуждения арбитров в Постановлении от 15.07.2010 № 2380/10выглядят следующим образом. В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договорэнергоснабжения является публичным, следовательно, на него распространяются п.4 и 5 этой же статьи о том, что Правительство РФ может издаватьобязательные для сторон публичного договора правила, а также о ничтожностиусловий публичного договора, не соответствующих указанным правилам. Исходя изприведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правилпредоставления коммунальных услуг, Президиум полагает, что суды пришли кошибочному выводу о допустимости согласования сторонами метода определенияколичества постав-ленной товариществу тепловой энергии при отсутствии приборовучета, не соответствующего положениям ЖК РФ и названным Правилам. Президиумсчитает, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствииприборов учета должен решаться исходя из установленных органами местногосамоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Следует отметить, чтов Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 2380/10 прямо указано,что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным иподлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.


 

Создать бесплатный сайт с uCoz